Волшебная ночь в обсерватории, или почему обязательно нужно ехать наблюдать за звездами?


Август – астры,
Август – звезды…


Именно эти строчки  Марины Цветаевой манят меня в Казанскую обсерваторию уже с 2014 года. Ведь тогда ее сотрудники открыли для меня «окно» (точнее крышу :) ) обсерватории и показали, как тут наблюдают за звездами с помощью телескопа.  А настоящий звездопад здесь можно увидеть лишь в мае и в августе. К тому же только при ясной погоде.

Поэтому пункт поездки в обсерваторию – "укоренилась" в списке моих пожеланий 3 года назад. Именно тогда меня отправили на задание для освещения деятельности Казанской обсерватории имени Энгельгардта.  Из-за того, что мы приехали днем, естественно, не смогли понаблюдать за небесными телами.

Приехал посмотреть за звездами – сначала пройди комариный фейс-контроль! J

И во-о-о-о-о-о-ттт, наконец-то в этом году  негаданно-нежданно я увидела в одной из соцсетей, что сотрудники обсерватории приглашают понаблюдать за звездами. Я загорелась, от моего предложения загорелась и моя коллега. Всегда говорят, что спонтанные решения – самые классные. В этом я убедилась еще раз.

По дороге в обсерваторию мы проезжали мимо поселка Старое Аракчино, мимо карьера. А здесь я еще не была. И нужно сказать, что увидела немного другую Казань, отличающуюся от центра. А закаты-закаты! Они здесь просто нереальные, как и в Рыбной СлободеJ. Небо- розово-синевато-бело-фиолетовое. Так и хочется наслаждаться этим удивительным явлением природы…

И вот мы приехали до пункта назначения! Только-только вышли из машины, и на нас набросились комары. Видимо, они редко видят людей, поэтому решили насладиться вдоволь «лакомыми кусочками»J


Удивительный лектор!


Несмотря на то, что мы немного опоздали (дорога была длинной, и 2ГИС иногда подводил вследствие отсутствия связи) нас радушно встретила сотрудница обсерватории. Сказала, что мы немного опоздали, но это нестрашно (люблю таких людей, хоть и не люблю опаздыватьJ).

Прошли по территории (ах, какие знакомые места, и вот я вижу именно ту крышу, которая открываетсяJ) и зашли в одно из зданий, купили билеты для входа. Билеты – сравнительно с другими учреждениями Казани, ну, просто дешевые. Детский билет – 100 рублей, взрослый -150! Таких дешевых билетов не найдешь ни в одном из суперкрутых развлекательных и познавательных учреждениях Казани (кроме госмузеев, естественно). А познавательности тут ого-го, более чем достаточно! Я для себя открыла много всего полезного.

Потянули на себя белую старинную дверь в одном из зданий обсерваторий и… окунулись в небесный мир. Честно скажу: думала, что будет обычная СКУЧНАЯ лекция, как на некоторых парах в универе. Думала, что сейчас засну. Этому способствовало все: усталость, желание поспать, и, естественно приглушенный свет… НО пожилая сотрудница та-а-а-ак УВЛЕЧЕННО рассказывала нам о Солнечной системе. Даже в темноте (на экран падал только свет от проектора) я увидела ее пламенные огоньки глаз. Она торопилась поделиться со слушателями всем тем, что знала. И вот, как тут поспишь, скажите мне?! J Если и захочешь – не получиться! J




К сожалению, я не знаю имя этой сотрудницы. Но она для меня открыла Вселенную совершенно с другой стороны. В этот же день я прочитала, что с нынешнего учебного года вводят в школьный курс астрономии. И вот на тебе: ты можешь попрактиковаться на этот у нас в Татарстане за сущие копейки!

А вы знали, что от Солнца нам свет идет за 8 минут? А от Луны – за 1 секунду? А то, что внутри Солнца 15 миллионов градусов? Вот и я не знала! О том, что нельзя увидеть поверхность Венеры ни с какого телескопа – это тем более. Красные места на планете Юпитер – это ураган антициклона. У этой планеты 66 (!) спутников! Верите или нет, но я все еще со школьных времен считала Плутон 9ой планетой (стыдно аж...). Но его, уже в 2006 году пересчитали так считать.


Полицейский и его неисполнимое желание


Закончилась лекцию, которую я слушала с особым удовольствием. И вот 
мы вышли на улицу и услышали удивительный рассказ про меридиан на территории обсерватории. Когда пересекаешь его,  нужно обязательно сильно-сильно загадать желание, и оно сбудется.
Однажды на одну из таких экскурсий по обсерватории пришел полицейский и то же, как и мы загадал желание. Каково было его удивление, когда оно сбылось! Ведь он, на самом деле, загадал такое желание, в осуществление которого уже вообще не верил. В следующий раз он уже привел свою жену, чтобы и ее мечты сбылись. Почему нужно ехать в обсерваторию? За исполнением желаний!!!

На территории обсерватории есть деревья, которые были посажены в 1901 году. У некоторых в корнях есть точка силы, от которых можно набраться энергии на неделю вперед. 

Сырная Луна и далекий Сатурн



Я думала, что мы будем наблюдать за звездами. Но произошло все намного круче моих ожиданий. Ведь говорят, когда не думаешь ни о чем, все происходит даже намного лучше, чем ожидаешь. Так оно и было: мы смотрели через телескоп на объект, который в 81 раз легче Земли и в 4 раза меньше неё! Ладно, не мучайтесь, приоткрою секрет: это – Луна.


Когда я смотрю на Луну, я всегда вижу ее глаза, носик и губы и представляю, что это – человек. А еще в татарском фольклоре есть сказка про девушку Зухру (Ай өстендә Зөһрә кыз), которая находится на Луне. Но, оказывается, все эти глазки, губки и носик – это моря. Так называют темные места на Луне.

- "Как Лунтик: «Я родился»";
- "Да, Луна, как шар";
- "Я посмотрел: там что-то желтое, оказывается, это Луна";
- "Там такие кратеры";
- "Я думала, что увижу небо, но там только Луна…"

Такие высказывания детей и взрослых можно было услышать у телескопа, который был сделан в Дублине в 1879 году. Именно через него мы и наблюдали на полное секретов небо.




Мы немного задерживались у телескопа. Буквально несколько секунд. Ведь все должны были успеть увидеть Луну – желтую-прежелтую, круглую,  на расстоянии нескольких миллиметров от нас, с маленькими темными дырочками, как на голландском сыре! Именно так я и увидела Луну! И осталась в восторге! Но не думала, что мы увидим такое огромное небесное тело!




В музее мы рассматривали телескоп, по которому Галилей сначала смотрел на соседей. А потом уже на небо (додумался позже) J И открыл пятна на Солнце, доказал правоту Коперника.




«Меридианный круг» - это название второго телескопа, которому исполнилось уже 145 лет! Таких устройств в мире только 5, и один из них находится в Казани. Что поразило людей – это то, что крыша обсерватории открывается на 120 сантиметров.  Между крышами летают и летучие мыши!


Но я подумать не могла, что кроме Луны мы еще увидим и самую легкую планету, которую если поместишь в океан, то он бы плавал, как поплавок. Это - Сатурн. На ней очень много титана – метановых рек. И действительно, у него есть кольца! Хотя мы увидели Сатурн совсем-совсем издалека, это было немыслимо увидеть далекую от нас планету!



Теперь я видела Все!


  «Это счастье, что вы сегодня увидели и Луну, и Сатурн. Ведь, если честно, подумать не смогли, что все получится. Как не говори: а перед небесами – мы бессильны», - говорят сотрудники обсерватории... 

Все, наверное, видели открытки типа: «Я тебя люблю от Земли до Луны и обратно». Вот не говорите так, если вы и вправду очень сильно любите человека! Ведь от Земли до Луны всего лишь 384 000 километров J. А если туда и обратно, это получается 768 тысяч километров. Это даже на 150 километров меньше маршрута Казань-Актаныш-Казань. Говорите: «Я люблю тебя, как Вселенную. И тебе хорошо, и ему (ей) J. Ведь никто из нас не может предположить, насколько на необъятна наша Вселенная! J



Комментарии

Анонимный написал(а)…
>Ведь от Земли до Луны всего лишь 384 000 километров J. А если туда и обратно, это получается 768 тысяч километров. Это даже на 150 километров меньше маршрута Казань-Актаныш-Казань.
WAAAAT?

Популярные сообщения