«Голоград» – голодный Ленинград глазами детей



Увидев на просторах интернета афишу «Инклюзиона», безусловно, захотелось пойти на эскиз спектакля «Голоград». Он подразумевал постановку, составленную по дневниковым записям детей во время Великой Отечественной войны.


Казанская инклюзивная театральная школа «ИНКЛЮЗИОН», создана фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» с целью развития инклюзивного театра в России при поддержке фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».


Представленный 18 марта в творческой лаборатории «Угол» эскиз «Голоград» создан по дневниковым записям «Детская книга войны». Эта книга, которую выпустил "АиФ". Из дневников выбрали по несколько записей и составили диалоги и монологи, которые могли бы происходить в школе, в бомбоубежище, дома. Дневники вели дети от 8 до 16 лет. Режиссер – Амина Миндиярова.

Спектакль начался немного необычно: с просмотра видеофильма, где жители блокадного Ленинграда того времени (теперь уже дедушки и бабушки) рассказывали о своей участи в 1941 году. Тогда им было по 10-11 лет. Они поведали зрителю о том, что им пришлось пережить страшные муки. Насколько это страшно и трагично можно было увидеть по их лицам. 10летний мальчик Коля, которому было 10 лет в 1942 году, уме от голода. Рассказчики говорили, что били людей, у которых был хлеб, чтобы отнять еду. Люди до такой степени стали злые, что те доброта, милосердие, которым обучали в школе, словно исчезли.Этот эскиз, можно назвать, по-настоящему книгой по истории Великой Отечественной войны. Ведь именно здесь узнаешь историю обычных людей.И вот на сцене появляются девушка и парень, укутанные в теплые одежды, которые кладут на сани табурет (образ трупа, так показалось мне) и везут до определенного места, снимают табуреты. И эта картина снова и снова повторяется… На сцену выходит Лера Игошева и рассказывает зрителю, что ведет дневник. И все остальные 9 героев спектакля также ведут дневники, они рассказывают свои записи. Кто-то ведет дневник для того, чтобы «сохранить свою историю в своих печальных страницах», некоторые дети делают это, даже если запрещают родители. Они носят эти тетрадки с собой.

Дневник в этом эскизе спектакля не просто неодушевленный предмет, а тот самый главный рассказчик, который повествует про жизнь детей «своими устами». Он и печалится вместе с мальчишками и девчонками, и радуется, когда увеличивают паек хлеба!А голод – тот образ, который заставляет продрогнуть зрителей от самой макушки до кончиков пальцев. Он не церемонится ни с кем! Не щадит никого! Если встретится по дороге жизни, либо тебя покалечит не только физически, но и душевно, либо совсем убьет. Ах, сколько людей превратились в трупы из-за этого Царя Голода, как высказываются сами герои этого Голограда: «В голове не формулы, а буханки хлеба», «Собакевич ест, а у нас слюни текут», «на пустой желудок много не выучишь». Именно голод заставил ребят попрощаться с детскими мечтами уже в 10-11 лет! Можем ли мы представить ребенка 21 века, который так быстро готов попрощаться с детством? Нет. Но детям в 1942 году приходилось делать это не по собственной нужде. «Того, что мы переживали в Ленинграде, не пережить никому», – говорят герои.

Из-за голода им приходится есть и студень из клея! Герои в подробности рассказывают, как их мамы готовят студень из столярного клея, который в свою очередь. делают из рогов и копыт животных. Им приходится и есть дафни – суп из рыбьего корма. И даже суп из воробья (!), который поймали только что на улице. «Какая жесть!» может подумать зритель. А ведь, действительно, дневники не лгут. И когда герои спектакля едят хлебные крошки, завернутые в платочки, невольно сочувствуешь им и желаешь, чтобы в мире все были сыты и здоровы, и чтобы никто не подвергся этой участи.Ах, как эти ребята мечтают о сытной жизни! О хлебе с колбасой и маслом! Об утренной каше с какао! О пирожках с капустой, морковью и картошкой! О горячих блинах и оладьях! «После войны я перетеру 1 килограмм хлеба, 1 килограмм пряников. И буду есть, чтобы зубы утопали в еде». Каковы эти сладкие описания, что в животе у зрителя заурчит живот.И подобранное музыкальное сопровождение спектакля передает весь трагизм данной постановки. Например, во время части «Голод» звучит сирена, которая невольно напоминает нам всем об угрозе жизни для жителей Ленинграда. Также часть про голод передается в темноте. Действительно, голод, холод, темнота – враги человека. И из-за голода многим приходится умирать. Если до 1941 года в Лениграде умирали 140 тысяч человек, о во время ВОВ – уже около 400 тысяч человек.Но есть и такая категория людей, которые постоянно сытые: это милиция, военкомы, военные, зав.столовыми, повара, официанты. Также не тяжко, как обычным людям приходится и продавцам. У них каждый день остается по 2-3 килограмма хлеба, когда обычные жители не могут найти и кусочек! Ах, какое деление между категориями людей! Но как радуются люди, когда хлебный паек увеличивают на 75 грамм. И он со 125 грамм достигает до 200! Но радость бывает недолгой, к сожалению. Ведь новый 1942 год приходится встречать снова вместе с голодом.На сцене нет ничего лишнего: лишь актеры и табуретки. Последние, в свою очередь, многофункциональны: они превращаются и в солдатов, и в дверей, и в стульев, и в гробов. Словно ведра из спектакля «Миркай и Айсылу» (театр им. Г.Камала) и столы из спектакля «Любимые, лишенные любви» (Набережночелнинский театр).

Уже во время просмотра этого эскиза невольно задумываешься, что мы каждый день жалуемся на какие-то проблемы, видим везде негатив. А ведь нам нужно благодарить Бога, что мы живем в таком времени. Что Слава Богу, у нас все есть, все хорошо. А в конце спектакля нам снова показывают видеоролик, где на одном из уголков земли, происходит то же самое, что и в 1941 году. Дети голодают, собирают хлебные крошки по всей земле, остаются без родителей и просят жителей других стран наслаждаться жизнью...А про актеров – это отдельное слово. Не зря им зрители так долго апплодировали. Это пример того, что актеры инклюзивного театра – это отличный показатель того, что приходится преодолевать столько барьеров для достижения этой цели – выступления перед зрителем. Они живут на сцене: и учатся, и танцуют, и поют, играют на скрипке и на гитаре, спят... Вообщем, делают такие чудеса, хотя это им дается, наверное, не очень легко. И, действительно, влюбляешься в игру этих актеров, живешь вместе с ними, переживаешь все то, что переживают они.

Это, действительно, заслуживает тех аплодисментов, которые звучали в честь этих актеров. Ведь мы были восхищены игрой актеров, их командным духом, единством, которые мы видели при просмотре. Афэрин! Браво, ребята! И конечно же, отдельные благодарность режиссеру данного эскиза спектакля. Хочется увидеть еще больше спектаклей от вас. Только выше! И только сильнее!Куратор проекта «Инклюзион»Лариса Никитина после спектакля также поделилась своими мыслями: Чем сложнее ставим цель, тем лучше. Дневник это личность. Вы (обращаясь к актерам) сумели присвоить себе личности этих ребят. Мы не можем закрывать глаза на то, что происходит в мире. Театр – это высказывание, а для высказывания нужна смелость.P.S. Действительно, очень приятно, что помимо традиционных театров, в Казани появляются такие пространства. Где показывают, что есть и такие площадки, и такие спектакли. И они ничем не хуже, а порой даже лучше традиционных!



Фотографии с группы "Инклюзион" "Вконтакте" и с сайта aif.ru


Комментарии

Популярные сообщения