Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать…

Маленький Принц и Летчик

Мудрые слова Маленького принца, которые переворачивают все мысли и заставляют задуматься.

Афиша спектакля. Взято с сайта http://www.kazan-tuz.ru

Вчера, 5 октября, было особенно тепло в Казанском ТЮЗе: открылся новый, 86-ой, сезон театра. Выступление казанского трио «Злачное место», встреча актерами зрителей с хлопушками, шарами и даже горячий чай с печеньками и предоставленные пледы (в здании театра в ближайшие две недели будет отсутствовать отопление) – все это несомненно согревало душу в этот осенний ненастный вечер.


Трио "Злачное место"




Директор театра А. Горнышева и главный режиссер Т. Имамутдинов






Открытие нового сезона Казанского театра юного зрителя началось с премьеры прошлого сезона – сказки-притчи для семейного просмотра «Маленький принц». Это произведение можно назвать сказкой всех времен и народов, всех поколений, которое никогда не теряет своей актуальности.


Наверное, главный режиссер театра Туфан Имамутдинов не зря взялся за эту постановку. Во время этой сказки режиссер одновременно взаимодействует, как с актерами, так и зрителями, также и пьесой. Темы дружбы, любви, верности, человечности всегда сопровождают нас. Мы почти каждый день задаемся множеством вопросов на эти темы. История Маленького Принца - это история не только маленького мальчика. Это история каждого из нас: про наши взлеты и падения в дружеских, любовных отношениях, верность, уважение, доброту и порядочность.




Уже сразу в первой сцене мы видим огромный шар, который оказывается двигателем самолета Летчика (Павел Густов). А крылья небесной машины иногда кажутся стрелками циферблата. Впоследствии, этот шар превращается и в планеты, по которым путешествует наш главный герой – Маленький принц (Гузель Валишина). К тому же, он становится пространством для презентации всех героев спектакля: и географ, и фонарщик, и честолюбец, и король, и роза, и змея – все они живут в этом шаре. А Лис, вообще, крутится, словно белка в колесе, в этом круге. Ведь они с Маленьким Принцем шагают по нему.





А фон самого мотора самолета превращается в пустыню, где и разворачивается это действо. Также плавно он может превратиться и в звездное небо. На протяжении всего спектакля, вроде бы, на сцене ничего не переставляется. Все действие происходит только в том самом шаре, но все так быстротечно меняется. В конце этот шар превращается в огромный колодец, который находят Летчик и Маленький Принц.

С первых минут постановки обращаешь внимание на свет. И, действительно, чувствуется огромная роль режиссера, так и нужно отдать должное и художнику по свету Николаю Романову. В течение всего перфоманса зритель замечает игру со светом: это и появление огромной луны в начале спектакля, так и его пространственное «перемещение» н
а второстепенный план и уменьшение, мерцающие синие, белые, желтые звезды, и большая красная планета, куда впоследствии уходит Маленький Принц. И этот свет одновременно, яркий и теплый, не холодный, тем самым он притягивает внимание к себе. На сцене появляется такая красота, когда основной свет гаснет, и остаются лишь мерцающие небесные светила.
Игра со светом. Звездное небо.


Мы чувствуем и игру со звуком. Например, когда главные герои сказки – Летчик и Маленький Принц говорят, и отражается эхо, все это будто происходит в других измерении и пространстве. Отношения между Летчиком и Маленьким Принцем иногда становятся похожими на отношения между отцом и сыном. «Отец» говорит, что он «занят серьезным делом», а у Маленького Принца не кончаются многочисленные вопросы.

Сам главный герой – это тот самый Маленький Принц, который мы привыкли видеть в книжке А.Сент-Экзюпери: маленький, со светлыми волосами, в спектакле он одет в белый пиджак и песочные штаны. Так и хочется подойти к нему и погладить его по волосам. А его голос – истинный голос ребенка! И сам маленький герой  со всеми встречающимися персонажами, находит общий язык, движется в их такт, под их темп. Например, вспомним только географа: когда Маленький Принц встречается с этим героем, он невольно живет в такт пишущей машины географа.


И все герои, встречающиеся по пути Маленькому Принцу, необычные. Посмотрите только на Розу (Эльвина Булатова)! Этот растение создано из огромного полотна ярко-красного текстиля в виде настоящего бутона королевы цветов. А сам пестик умеет еще и говорить.

Для перемены локации не нужно никаких других действий, кроме того, как Летчик перемещает подняв Маленького Принца, и они переходят из одной планеты в другую. И, конечно, же о смене локации напоминает тот самый глобус – земной шар, откуда и появляются друг за другом герои сказки.





Перед зрителями Маленький Принц раскрывается, я бы сказала, как мудрый молодец. Даже король перед ним остается, набрав в рот воды. Для того, чтобы ответить маленькому юноше, ему приходится обращаться своим подопечным за помощью. Ведь он даже не знает, кем он правит, когда будет закат солнца. Но одно выражение, сказанное королем, надолго нам запоминается: «Судить себя гораздо труднее, чем других».



Фонарщик


А пьяницу (Александр Яндаев) нетрудно узнать издалека: он находится внутри бутылки красного вина, который наполовину полный (кто-то бы сказал «наполовину пуст»). Образ этого героя, вся его жизнь передается именно через эту бутылку. И эта стеклянная тара будто определяет всю его сущность: пьяница застрял в этой бутылке - алкогольной зависимости, не может оттуда вылезти.

В царстве бесконечных цифр живет математик. И вся его жизнь: начиная от одежды (галстук, пиджак, головной убор сплошь) до его огромного стола – все состоит из цифр. Он думает о цифрах, живет ими, даже в руках счет. Именно на этот образ откликнулись зрители: громко аплодировали.

В царстве чисел


Маленький Принц и математик


А самые главные истины для Маленького Принца раскрывает Лис (Галина Юрченко). Хотя во всех сказках мы привыкли видеть этих животных хитрыми, обманщиками, он тут со всем другой. Да, нельзя отрицать его находчивость (он не забывает размышлять о курах и людях: «Люди хороши тем, что выращивают кур»). Но, на самом деле, именно он открывает 
Маленькому Принцу завесу тайн, большую мудрость, смысл ценностей жизни. «Если тебя приручить, мы станем нужны друг другу, – говорит Лис. Именно тогда наш главный герой и понимает, что если он приручил цветок или человека, то он за него в ответе. Эти два героя идут по кругу, будто по круговороту жизни. «Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища».


Маленький Принц и Лис





В конце спектакля мы видим кольцевую композицию: снова мотор самолета, который уже отремонтирован. Если в начале на сцену опускался белый шар, то в конце это шар становится огненно-красным, и на нем улетает наш Маленький Принц. 




Самые-самые трогательные цитаты, особенно запомнившиеся во время просмотра спектакля:


  • ·        «Не томи, это невыносимо, решил уйти, так уходи». (Роза)
  • ·        «Судить себя гораздо труднее, чем других». (Король)
  • ·        «Для чего звезды светятся? Наверное, для того, чтобы рано или поздно каждый нашел свою».
  • ·        «Люди покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где бы торговали друзьями, и поэтому люди больше не имеют друзей. Зорко одно лишь только сердце. Самого главного глазами не увидишь».
  • ·        «Слова только мешают понимать друг друга»— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды.
  • ·        Ты сам виноват, что меня приручил.
  • ·        Когда даешь себя приручить, случается и плакать.
  • ·        Вода нужна бывает и сердцу.
  • ·        Глаза слепы, искать нужно сердцем.




Комментарии

Популярные сообщения